Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ оборудовано 8 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.
В ДОУ оборудованы 8 прогулочных площадок для организации и проведения образовательной деятельности на прогулке. Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми, в том числе с детьми, в том числе с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья. На участках размещено следующее оборудование: кареты-лавки, малые архитектурные песочницы, скамьи, веранды, качели, горки и др.
В детском саду оборудованы: спортивная площадка для организации и проведения образовательной работы с дошкольниками по двигательной деятельности; площадка по ПДД – разлинованная территория для проведения практических занятий и т.д.
Все объекты для проведения практической деятельности доступны в том числе для детей-инвалидов и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
Музыкальный зал предназначен для организации музыкальной деятельности с детьми всех возрастных групп, проведения занятий, праздников, развлечений, спектаклей. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям, зал оснащен зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование.
Физкультурный зал. Основное назначение физкультурного зала является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование у них привычки к здоровому образу жизни. В физкультурном зале проводятся утренние гимнастики, занятия по физической культуре, спортивные праздники и соревнования, в том числе с родителями (законными представителями) воспитанников. Оборудование физкультурного зала включает разнообразное спортивное оборудование и инвентарь для проведения физкультурных занятий. Имеются, в количестве рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, бручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.
Кабинет педагога-психолога. Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью, развивающей предметно-пространственной среды нашего ДОУ. Кабинет приспособлен как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий. Кабинет включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская, малогабаритный мягкий диван, кресло, ковер, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией); пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей); профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
Уголок учителя-логопеда предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультационно-методической коррекционной помощи воспитанникам, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития речи. Кабинет приспособлен как для групповых занятий, так и для индивидуальных занятий. В кабинете имеется весь дидактический материал, а также специальное оборудование: зеркала, дидактические игры, раздаточный материал и наглядные пособия для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми на развитие звукопроизношения, внимания, памяти.
Комната психологической разгрузки оснащена мягкими модулями, настенной панелью для развития мелкой моторики рук, фиброоптическим душем, воздушно-пузырьковой колонной, безопасными зеркалами, системой - интерактивный стол.
Также в ДОУ оборудованы Театральная студия «Сказки из сундучка» для организации и проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности.
Библиотека
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст. 18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ сформирована библиотека. Отдельного помещения нет, поэтому библиотека расположена в методическом кабинете и группах. Библиотечный фонд укомплектован печатными учебными, методическими и периодическими изданиями, по всем входящим в образовательную программу дошкольного образования образовательным областям, в том числе изданиями, для обучения и воспитания детей-инвалидов (частично) и детей с ограниченными возможностями здоровья (частично).
- Методическая литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
- Детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).
- Периодическая печать по вопросам дошкольного образования.
Спортивные объекты
В МБДОУ № 5 созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно - оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическое бревно, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешочки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СаНПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБДОУ имеет одно задание, введенное в эксплуатацию в 2012 году. Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес, видеодомофон при входе.
Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория асфальтирована и имеет твердое покрытие.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к тематическим уголкам и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность:
- Учитель-логопед;
- Педагог-психолог;
- Музыкальный руководитель;
- Инструктор по физической культуре;
- Педагог дополнительного образования по изодеятельности;
- Педагог дополнительного образования по театру;
- Медицинский работник.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:
- Фитболы разного размера;
- Массажные мячи;
- Набивные мячи;
- Массажные дорожки;
- Детские тренажеры;
- Мягкие спортивные модули;
- Мягкие маты;
- Сухой бассейн;
- Объемная змейка;
- Релаксационное оборудование.
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум, который взаимодействует с территориальной психолого-педагогической комиссией, МКУ «ЦППМиСП Гармония».
Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
Специальные условия питания
Регулярное сбалансированное питание организовано на общих условиях. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
В учреждении созданы условия для охраны жизни и здоровья воспитанников.
МБДОУ № 5 оборудовано специальными системами безопасности:
- кнопка «тревожной сигнализации»;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- подключение пожарной сигнализации на пульт «01»;
- контроль посетителей;
- установлена система видеонаблюдения;
- контроль доступа посредством видеонаблюдения;
- речевое оповещение;
- телефонный аппарат;
- система внутреннего пожарного водопровода.
Состояние эвакуационных путей соответствует требованиям ГПН. В коридорах, лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов имеются предписывающие и указательные знаки безопасности «ВЫХОД», используемые на путях эвакуации, постоянно находятся во включенном состоянии. Помещение электрощитовой оборудовано противопожарными дверями. Разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Здание и прилегающая территория соответствует нормам и требованиям государственных служб надзора.
Мебель соответствует параметрам роста воспитанников согласно требованиям СанПиНа.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Принцип «здоровый ребенок — успешный ребенок» ключевая позиция в работе ДОУ, и определяет важность охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. МБДОУ располагает условиями, способствующими реализации данной задачи:
- наличие квалифицированных специалистов;
- высокий уровень комфортности предметно-развивающей среды;
- работа по оздоровлению детей;
- коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии;
- индивидуальный подход к развитию детей предоставление комплекса дополнительных образовательных услуг.
Для здоровьесбережения воспитанников были осуществлены следующие мероприятия, которые помогает укреплять и сохранять здоровье детей:
- полноценное питание (меню сбалансированное, витаминизация 3-го блюда)
- организация двигательного режима (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные игры физкультурные досуги, праздники, развлечения;
- закаливающие процедуры (обширное умывание);
- профилактические мероприятия (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказко-терапия, гимнастика: артикуляционная, пальчиковая гимнастика глаз, психо-гимнастика, занятия по здоровомуобразу жизни, дорожки здоровья, динамические паузы, соблюдение режима проветривания);
- оздоровительная работа оздоровительный бег, витаминизированные напитки);
- консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Доступ к информационным системам
В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ № 5 обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет, что обеспечивает работу администрации, педагогов, узких специалистов. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту, официальную группу в социальной сети «ВКонтакте».
В Учреждении оборудовано 7 точек свободного выхода в Интернет для осуществления нормативной и образовательной деятельности.
Доступ к информационным системам в детском саду осуществляется в соответствии с нормативными и распорядительными документами:
- Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Политика конфиденциальности для официального сайта
- Политика в отношении обработки персональных данных
- Положение об обработке и защите персональных данных работников
- Положение об официальном сайте в сети Интернет
С целью обеспечения доступа к информационным системам официальный сайт Учреждения оборудован версией для слабовидящих посетителей сайта.
Учреждение не предоставляет доступ воспитанникам, в том числе и инвалидам и лицам ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.
Доступ педагогических работников к вышеперечисленным ресурсам обеспечивается в целях качественного осуществления образовательной и иной деятельности, предусмотренной уставом Учреждения. Доступ педагогически работников к информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Учреждении осуществляется с компьютеров, расположенных в методическом кабинете.
Педагогическим работникам обеспечивается доступ к следующим электронным базам данным:
- профессиональные базы данных;
- информационные справочные системы;
- поисковые системы.
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Для этого было приобретено мультимедийное оборудование.
Электронные образовательные ресурсы
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада — версия для слабовидящих.
Электронные образовательные Интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
Специальные технические средства обучения
МБДОУ №5 не имеет специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов (частично) и лиц с ограниченными возможностями здоровья (частично).
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
ДОУ располагается в двухэтажном здании, построенном по адресу проспект В. Клыкова, дом 55.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Условия для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация доступности объекта для инвалидов
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации объекта (формы обслуживания)* |
---|---|---|
1 | Все категории инвалидов и МГН в том числе инвалиды: | Доступно условно |
2 | Передвигающиеся на креслах-колясках | Доступно условно |
3 | С нарушениями опорно-двигательного аппарата | Доступно условно |
4 | С нарушением зрения | Доступно условно |
5 | С нарушениями слуха | Доступно условно |
6 | С нарушениями умственного развития | Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п | Основные структурно-функциональные зоны | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
---|---|---|
1 | Территория, прилегающая к зданию (участок) | доступно частично избирательно |
2 | Входы/выходы в здание/из здания | доступно частично избирательно |
3 | Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) | доступно частично избирательно |
4 | Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) | доступно частично избирательно |
5 | Санитарно-гигиенические помещения | доступно частично избирательно |
6 | Система информации и связи (на всех зонах) | доступно частично избирательно |
7 | Пути движения к объекту (от доступно частично всем остановки транспорта) | доступно частично всем |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический уголок, кабинет психолога.
Жилые помещения в общежитии, интернате
Общежитие, интернат и иные жилые помещения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в МБДОУ № 5 не предусмотрены.